Глава вторая.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ И АПОКАЛИПСИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ В ПЕСНЯХ ЦОЯ
Последний герой
Ночь коротка, цель далека.
Ночью так часто хочется пить.
Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька.
Ты не можешь здесь спать, ты не хочешь здесь жить.
Припев:
Доброе утро, последний герой!
Доброе утро тебе и таким, как ты!
Доброе утро, последний герой!
Здравствуй, последний герой!
Ты хотел быть один, это быстро прошло,
Ты хотел быть один, но не смог быть один.
Твоя ноша легка, но немеет рука -
И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака.
Припев.
Утром ты стремишься скорее уйти.
Телефонный звонок как команда - вперед!
Ты уходишь туда, куда не хочешь идти.
Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждет.
Припев.
Впервые песня вышла в альбоме "Начальник Камчатки" (1984), затем повторно - в "Ночь", и много раз исполнялась в концертах, что является признаком важности, программности темы.
Вряд ли кто задумался - почему "герой", но почему "последний" - наверняка, каждый. А ключевым словом здесь является "герой". Давайте переведем это понятие из древнегреческой мифологии: оно означает "полубог". Теперь вернемся на христианскую почву. Иисус Христос является одной из ипостасей триединого Бога, но Его полубогом не называют. Он есть Бог "полный" в проявлеии к человеку. Но его пророков аллегорически можно назвать "полубогами". Значит, "герой" - символ пророка призванного, то есть пришедшего с конкретным заданием Бога. Этот тезис - пророк, да еще последний - подтверждается еще в песне "Война".
Согласно Библии, последних пророков должно быть двое: Енох и Илия. Это два ветхозаветных пророка, которые еще должны вернуться во времена антихриста непосредственно перед Вторым Пришествием Христа. "Они будут проповедовать Царство Божие и о Втором Пришествии, и оба будут убиты сатанинскими (не человеческими) силами.
Непосредственно перед Первым Пришествием Христа Илия еще воплощался в образе Иоанна Предтечи. По аналогии, возможно, он же должен воплотиться перед Вторым Пришествием?
Про более древнего пророка, Еноха, в Библии очень скудные сведения, но есть отдельная древняя "Книга Еноха", которая по своей фактуре и чудесам значительно отличается от канонических книг Библии.
Однако теологи всегда доказывали, что книга эта - апокрифическая, то есть не священная. Говоря попросту, религиозных книг в древности было так много, что всегда стоял трудный вопрос отбора немногих из них в рамки Библии. Конечно, большинство из них осталось за этими рамками, по разным причинам не удовлетворяя тот "конкурс". Кстати, это же повторилось и в новозаветные времена.
Такова, вкратце, историко-религиозная подоплека, но решить, кто из них (или не из них) воплотился как Виктор Цой, пока рано.
"Ночь" - следующий символ - власть сатаны в нашем обществе, или человечестве. Душа хочет "пить" Божью благодать - живую воду, но ее здесь нет, а потому вода горька. Дополнительно об этом же-в "Камчатке".
Обращение "ты" - к самому себе в разговоре с самим собой. Не может спать, жить - его чуждость современной жизни. Ноша легка, игра в дурака - невостребованность его гения, его возможностей, его назначения. Дополнительно об этом же-в песне "Нам с тобой": "и кому и зачем здесь петь".
В припеве последнюю строку Цой поет особым тембром, за которым слышится: "Живи - пока еще жив!",- а в словах "последний герой" - горькая досада.
Камчатка
О, это странное место - Камчатка.
О, это сладкое слово - Камчатка!
1. Но на этой земле я не вижу тебя,
2. Я не вижу твоих кораблей.
3. Я не вижу реки, я не вижу моста.
4. Я пытаюсь найти лошадей.
Припев:
О, это странное место - Камчатка.
О, это сладкое слово - Камчатка.
1. Я нашел здесь руду, я нашел здесь любовь,
2. Я пытаюсь забыть, забываю и вновь
3. Вспоминаю собаку. Она - как звезда.
4. Я, наверно, сюда не вернусь никогда.
Припев.
1. Я не вижу здесь их, я не вижу здесь нас,
2. Я искал здесь вино, а нашел третий глаз.
3. Мои руки - из дуба, голова - из свинца.
4. Я не знаю, смогу ли допеть до конца.
Припев.
Песня впервые вышла в альбоме "46" в 1983 г., затем - в "Начальнике Камчатки" (1984), и ходит в двух вариантах текста. В другом варианте вместо всех четвертых строк, несущих очень важную информацию, стоит индифферентное: "Ну и пусть".
Удивительна здесь музыка: вспыхивают и гаснут чистые яркие цветы земли, журчат чистые ручьи, улыбаются звезды с небес - что очень соответствует вступлению текстовому. Когда это было на земле? Или будет когда-либо? Очень похоже на ностальгию по давно минувшим тысячелетиям.
Еще только начав анализ текста, я с удивлением увидел некий знакомый документ... Это - предварительный отчет командированного своему начальнику о начатой работе и состоянии объекта после внимательного ознакомления. В конце так и хочется приписать, к примеру: "Точка. Иоанн Предтеча".
Словарь символов:
- КАМЧАТКА - планета Земля, или земное человечество;
- ТЕБЯ, ТВОИХ - Иисуса Христа, Бога;
- КОРАБЛИ - посланцы, церкви;
- РЕКА - живая вода (см. Ин. 4:14, 7:38, 39 и др.);
- МОСТ - путь перехода в жизнь вечную, иную;
- ЛОШАДИ - соратники, сотрудники, помощники;
- РУДА - то, что он будет разрабатывать, то есть современная музыка, рок-музыка, или более обще - способ проповеди;
- ЛЮБОВЬ - одно из значений широкого омонима "любовь": любовь человеческая, синоним авторитета, признания;
- СОБАКА - символ предыдущей жизни на Земле;
- ЗВЕЗДА - долгая память, яркая память, привязанность;
- ИХ - это нас, людей;
- НАС - это их, высших существ, или результатов их работы;
- ВИНО - любовь Божественная, или религия настоящая, верная;
- ТРЕТИЙ ГЛАЗ - религия (или верования) суррогатная, потребительская;
- КВАС - говорят, что есть и этот вариант вместо "третьего глаза"; смысл тот же, что и предыдущий символ;
- ПЕТЬ - проповедовать;
- ДУБ, СВИНЕЦ - аллегории.
Припев без вариаций, без рефренов. Он же вынесен во главу песни как эпиграф - это символ важности "Камчатки", то есть Земля является центром лейтмотива песни. Текст очень поэтичен. Для стихотворной формы нужно оставить без изменений этот эпиграф и все основные куплеты, убрав припевы после них. Читать - делая просто паузы между куплетами.
В эпиграфе основную мысль автора уловить невозможно, парафраза "Господь, на Земле было бы прекрасно" передает лишь эмоциональный фон и связанность с последующими строками.
Куплет 1:
- строка 1: "тебя" - разумеется, имеются в виду результаты Первого Пришествия;
- строка 2: церкви - посланцы Его во времени, первоначально, естественно, должны духовно принадлежать Ему, а что осталось...;
- строка 3: Иисус Христос обещал реки живой воды, а его церковь должна была построить мост - путь перехода в Царствие Небесное;
- строка 4: "пытаюсь найти" естественно перевести "с трудом комплектую".
Куплет 2:
- строка 2: для сосредоточения на проблемах этой жизни естественно старание подзабыть предыдущую, но (строка 3) сильные ее впечатления, привязанности;
- строка 4: здесь автор косвенно говорит о гибели жизни на Земле, ведь другой причины больше не воплощаться - нет. Это подтверждается в других песнях прямыми данными.
Куплет 3:
- строка 1: видеть "их", то есть нас, естественно, касается духовного лика нашего, а видеть "их", то есть их, Высших существ, означает результаты их посещений, воплощений;
- строка 2: парафраза хорошо подтверждается всей историей разделений, войн и распрей церквей, и сегодняшней их сутью. Более остро и точно эти факты передаются в других песнях ("Звезда по имени Солнце", например);
- строка 3: поскольку Он воплотился в человека, то, естественно, Его данные переносятся на человека. Особенно, видимо, в контрасте с предыдущими воплощениями.
Метафраза
(Эпиграф) Господь, на Земле было бы прекрасно.
Куплет 1:
(1) Но результатов Твоего Первого Пришествия не осталось,
(2) Церкви Твои уже не Твои.
(3) Не течет здесь вода живая,
и нет пути перехода в Царствие Небесное.
(4) Я с трудом комплектую соратников, помощников.
Куплет 2:
(1) Я выбрал способ проповеди и нашел признание людей.
(2) Сосредотачиваюсь на этой жизни, но
(3) Мешает яркая память предыдущей.
(4) Жизнь на Земле погибнет, и следующего моего воплощения не будет.
Куплет 3:
(1) Люди деградировали духовно, и нет результатов нашей высшей духовной работы.
(2) Вместо Божественной религии остались только потребительские суррогатные верования.
(3) Человеческое тело стало очень несовершенно, а мышление страшно отяжелело.
(4) Задачи моей проповеди, может, не удастся выполнить.
Алюминиевые огурцы
Куплет 1:
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики!
Припев 1:
Да, ведь я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
(Рефрен:) Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Куплет 2:
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
Металл не принесет плода,
Игра не стоит свеч, а результат - труда.
Припев 2:
Но я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Куплет 3:
Злое белое колено
Пытается меня достать,
Колом колено колет вены,
В надежде тайну разгадать:
Припев 3:
Зачем я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле?
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Куплет 4:
Кнопки, скрепки, клепки
Дырки, булки, вилки...
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку, упадут туда,
Припев 4:
Где я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Я сажаю алюминиевые огурцы
На брезентовом поле.
Одна из самых первых пророческих и проповедческих песен Цоя, вышла в альбоме "45" в 1982г.
Текст, в общем, ясен, но здесь кроме довольно понятных метафор и аллегорий есть несколько тонких символов. Чтобы понять важные частности, их нужно раскрыть. Прекрасен текст и в стихотворном варианте, но для этого нужна простая реконструкция припева. Припев с вариациями, а часть припева (3 и 4 строки) является рефреном всей песни. Для "читабельной" формы нужно убрать эти строки, оставив без изменений 1 и 2 строки припевов.
Мотив припева же является ключом к раскрытию сюжета всего текста. "Алюминиевые огурцы" - символ бесполезности, а "брезентовое поле" - символ бесплодности. Полностью рефрен "я сажаю..." является аллегорической характеристикой деятельности Цоя, конечно, с рациональной человеческой точки зрения. Но куплет 4 аннулирует эту характеристику, как увидим ниже.
Куплет 1. Главный символ - окно, полупрозрачная разделительная грань между двумя мирами: нашим Земным и иным, Небесным. Так что, девочки и мальчики, он вас приветствует сейчас, теперь! И такое преобращение Цоя в двух временных континуумах - не единственный случай, как увидим дальше, в других песнях. Ведь при его жизни не "в окно" кидали вы свои пальчики!
"Кидать пальчики" - типичная метонимия - означает давать различные оценки, или по-разному реагировать. Кто бывает на концертах, тот знает, как докучает и публике, и артистам эта реакция.
В припеве 1 ударными словами при чтении являются "алюминиевые" и "брезентовом".
Куплет 2. Здесь Цой намекает, что те мудрецы, которые его так банально учат или осуждают - находятся на одном уровне с униженными персонажами их же "анекдотов про чукчей"...
В припеве 2 ударным словом при чтении является "сажаю".
Куплет 3. "Злое белое колено" - символ женщины в сущности, а может, в частности... В третьей строке слово "колено" использовано вместо личного местоимения. Она "колом" - грубо, "колет вены" - смещает состояние сознания, чтобы разгадать деятельность Цоя.
В припеве 3 ударным слогом при чтении является "зачем".
Куплет 4. Первая и вторая строки являются символом разношерстных компаний молодежи, разных групп (к примеру: металлисты, панки, рокеры и т.д.). Цой их символизирует иронично и свысока. Строка третья: "тракторы" - символ произведений Цоя, его искусства. Они обработают, облагородят, изменят эти компании. Строка четвертая: упадут не тракторы его. "Упадут в копилку" означает - жатва будет (по терминологии Евангелий). "В копилку... где я" - о духовном мире, или о Царствии Божьем.
В припеве 4 ударным словом при чтении является "я".
Дерево
Я знаю, мое Дерево не проживет и недели.
Я знаю, мое Дерево в этом городе обречено.
Но я все свое время провожу рядом с ним.
Мне все другие дела надоели,
Мне кажется, что это мой дом.
Мне кажется, что это мой друг.
Рефрен:
Я посадил Дерево.
Я знаю, мое дерево завтра может сломать школьник.
Я знаю, мое Дерево скоро оставит меня.
Но пока оно есть - я всегда рядом с ним.
Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир.
Мне кажется, что это мой сын.
Рефрен:
Я посадил Дерево.
Песня впервые вышла в альбоме "45". Примечательно то, что здесь, на заре своего творчества, Цой дает пророческую картину судьбы своего творчества, а попутно говорит и о краткости своей земной жизни...
Был конец октября 1992 г. "Город" интенсивно разрушался, набирая темпы. Даже я, давно знавший и ожидавший это, не успевал за событиями. Пророчества Цоя, уже частично расшифрованные, были еще глубже и страшнее. Остро чувствовал, как нужно торопиться по его следам. Это была уже третья поездка в нескладный - как все "коммунистические" города - Санкт-Ленинбург по этому интересу. Поезда иногда уже брались штурмом (скоро это стало нормой...), как в гражданскую войну. Зацепился и я, по высшему соизволению проводников, в Жлобине - белорусской узловой станции. С тяжелыми чувствами медленно двигался на север. Как там мои вечнозеленые кусты, посаженные на Могиле весной? Не вытоптали ли? Смогу ли посадить лианы, которые везу,- земля, наверное, уже мерзлая.
И вот на фоне таких дум зазвучало в ушах: "Я знаю, мое Дерево не проживет и недели...". Испарился давно стоявший вопрос: почему он так эмоционально и экспрессивно исполняет эту песню? Я увидел Дерево с большой буквы и его судьбу. "Дерево" - его духовное творчество в целом. И песня начинается с изображения шума великолепного дерева. "Город" - наша цивилизация, или наше общество (дополнительно см. "Звезда по имени Солнце"). Теперь ясно, почему его Дерево ему и дом и друг, и мир, и сын. Потому же и радости, и боли связаны с ним.
"Не проживет и недели..." Да, его глубинные духовные смыслы практически не постигают, они не востребованы, и если так будет продолжаться, будет медленное забытье... Ведь моды и таланты всегда есть и всегда конкурируют. "Может сломать школьник" - он предвидел искажение смысла его жизни и творчества. "Школьник" - символ недоучки.
Обратите внимание еще раз на перечисленные выше версии: они очень фантастичны, местами зачаровывают романтикой, сенсацией и модной мистикой. Но при полном анализе этих произведений нет сомнений: у авторов версий нет знаний ни религии, ни соответствующих (или сопутствующих) наук, ни парапсихологии, ни поэзии, ни... Модно стало иметь не знания, а мнения. Этим людям я не могу объяснить, почему я годами штудировал, украдкой от властных очей, священника и ученого Павла Флоренского, архиепископа и профессора Войно-Ясенецкого, странную путешественницу Елену Блаватскую, почему десятилетиями не расстаюсь со стихами Николая Гумилева, с Библией и другими первоисточниками, почему ловил не летающие тарелки, а информацию от них...
"Скоро оставит меня" - иносказание о том, что скоро сам Цой оставит свое Дерево - одно из ясновидческих предвидений его. Этот тезис подтверждается еще многократно, прямо и косвенно, в других песнях.
В пункт назначения я приехал готовым к трудным разговорам и встречам. Знал и на дальнейшее, как трудно будет раскрывать и доносить истину. На стороне "школьников" - князи и кланы мира сего. А меня и церковь никакая не поддержит, хотя это их "родная" тема. Скорее, могут проклясть, отлучить, растоптать. Ведь только дилетанты думают, что Иисуса Христа распял Понтий Пилат...
24 круга
Куплет 1:
Вечер наступает медленнее, чем всегда.
Утром ночь затухает, как звезда.
Я начинаю день и кончаю ночь.
Припев:
Двадцать четыре круга - прочь?
Двадцать четыре круга - прочь!
(Рефрен:) Я асфальт.
Куплет 2:
Я получил письмо от себя к себе.
Я получил чистый лист, он зовет к тебе.
Я не знаю, кто из вас смог бы мне помочь.
Припев.
Куплет 3:
Я свой сын, свой отец, свой друг, свой враг.
Я боюсь сделать этот последний шаг.
Уходи день, уходи, уходи в ночь!
Припев.
(Рефрен:) Прочь, я асфальт!
В тех вариантах альбомов, которые попали ко мне, песня входит в "45". В любом случае, она - одна из ранних песен Цоя. Обращая внимание на объяснения о происхождении этой песни, приходилось слышать и читать лишь невнятный сумбур, приблизительно, как о шалостях талантливого мальчика. Впрочем, эта параллель подходит ко всем его песням с трудными и символическими текстами.
Но постойте, други! Если мы, имея слух, умеем вслушиваться и понимать Иоганна Себастьяна Баха, Людвига Ван Бетховена, Жана Мишеля Жара, то почему же не хотим пристальнее послушать музыку - именно лишь музыку - Цоя? Ведь часто музыка (и тембр - тоже для музыкального слуха) является ключом к проникновению в текст. В этой песне разве вся композиция не говорит:
"Здесь великая тайна и великая трагедия"? Это мне-то, который нот не знает и "играет" на единственном музыкальном инструменте - магнитофоне! А вам, профессионалы?
Удивительно (опять-таки, извините), что песня эта, написанная в первые же годы творчества, объемлет мистику и трагизм Евангелий, тайны парапсихологии. Поначалу я не хотел это тяжелейшее и очень сложное для восприятия произведение ставить в первый ряд расшифровок, боясь за здоровье фанов, воспринимающих только красоту и загадку (без разгадки). Но если так рассуждать, то "Камчатка" уже могла навредить фанатам церквей из числа верующих... Истина же не терпит лицемерия, придется потерпеть. А кто не хочет трудить мозги и дух, тем советую спешно покупать индульгенции (не путать с акциями и ваучерами) - скоро могут пригодиться!
В тексте всего один настоящий символ: "асфальт", а означает он... могилу. Остальное сказано в аллегориях, метафорах и т.п., но перевести некоторые строки или образы в парафразы просто невозможно. Воспринять эти места можно лишь с помощью аналогий, то есть ссылаясь на похожие места Евангелий. В песне фокусируются три временно-пространственных континуума:
1) условно остановившееся время его гибели, пространство - точка: или место его гибели, или место могилы. "Я асфальт" равнозначно "Я могила";
2) время творческой жизни Цоя, пространство наше Земное;
3) время (или надвременность) посмертного Цоя, его иномерного существования, для нас это время текущее, пространство - иномерное, Высшее.
Трудность в том, что наша психика обычно неспособна такие вещи воспринимать в фокусе, то есть цельно. Для этого необходимы некоторые знания и опыт в парапсихологии.
Куплет 1. Строки первая, вторая и третья - динамическая временная характеристика могилы, это утверждается двойным рефреном "Двадцать четыре круга - прочь!" - 24 часа, сутки за сутками... А пространственно подтверждается: "Я асфальт", то есть "Я могила".
Куплет 2. Строки первая и вторая: "чистый лист" означает намек, или предупреждение. От себя - пресуществующего духа иномерного, тысячелетия живого пророка (или иного Высшего существа) - Цою живому, воплощенному на Земле. Намек о том, что ему придется вернуться в мир Высший, то есть покинуть Землю. Строка третья аналогична высказываниям Иисуса Христа своим ученикам в подобной ситуации.
Куплет 3. Строка первая - характеристика совершенного существа, живущего в двух мирах, к тому же одинокого и трагичного (действительно, на Земле Цой не имел ни равных друзей, ни достойных врагов). Строка вторая аналогична высказываниям Иисуса Христа перед учениками незадолго до распятия. Даже ясновидчески зная о своей гибели, он не должен был избежать этого (как и Иисус Христос в Евангелиях). Строка третья - характеристика трагических эмоций, связанных с гибелью и могилой.
Последний рефрен "Прочь, я асфальт!" означает приблизительно: "Уйди, тут только могила (или место гибели), я-не здесь!",- то есть не зацикливаться нам на его гибели, не останавливаться психологически на могиле, а идти дальше, к духовному постижению его.
Для понимания и восприятия песни можно еще предложить следующие методы:
1) медитация: сутки провести на его могиле, слушая эту песню и вникая, чтобы "24 круга прочь";
2) отделить музыку, именно запись группы "Кино", и медитировать над ней. Голос слушать отдельно, вникая в тембр и манеру исполнения.
Для чтения в стихотворной форме после каждого куплета рефрен "Я асфальт" лучше расширить: "Я асфальт, я могила, я асфальт",- а в конце песни рефрен с "прочь" видоизменить, чередуя: "Прочь, я асфальт! Прочь, я могила!"
Песня является ярким свидетельством ясновидческого и духовидческого феномена Цоя. Ведь написана она живым, воплощенным Виктором Цоем, а не "продиктована" кому бы то ни было. Причем, задолго до гибели.
Нельзя не заметить теоцентризм в содержании текста и не вспомнить самую высокую версию - об Иисусе Христе. Но мы так мало знаем о сущности и иномерной жизни - и настоящих пророков, и воплощенного Бога, что вне канонов Библии вряд ли сможем решить этот вопрос. Может, к этому моменту писал Цой: "У меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ".
Генерал
Куплет 1:
1. Где вы теперь и с кем?
2. Кто хочет быть судьей?
3. Кто помнит все имена?
4. Нам не хватает тем.
5. Не нарушай покой,-
эта ночь слишком темна.
Припев:
Где твой мундир, генерал,
Твои ордена? Спина, как струна.
Ты уже слышал отбой?
Просто дождь бил по крыше твоей, генерал.
Куплет 2:
1. Все находят время, чтобы уйти,
2. Никто не уйдет навсегда.
3. Парламентеры один за другим,
4. И каждый знает горечь плода,
Припев.
Куплет 3:
1. Хочется спать, но вот стоит чай
2. И горит свет в сто свечей.
3. Может быть, завтра с утра будет солнце
4. И тот ключ в связке ключей.
Припев.
Песня эта о ленинских, сталинских и прочих репрессиях и зверствах. Вполне естественно, что Цой коснулся и этой темы и решил ее на глубоком духовно-религиозном уровне.
Куплет 1:
- фраза 1: вопрос к участникам репрессий, коих символизирует генерал;
- фраза 2: вопрос к их судьям, в духе Евангельского тезиса: брось камень первым тот, кто сам безгрешен;
- фраза 3 означает, что репрессии были массовые, бесконтрольные;
- фраза 4: тема эта праздная для людей, лишняя, потому что (фраза 5) "эта ночь слишком темна". Значит, здесь руку приложила сатанинская инспирация, и человек не в силах разобраться.
Куплет 2:
- фраза 1: уход или смерть временны;
- фраза 2: корень слова "парламентеры" переводится с французского как "говорить", поэтому оно аллегорично - говоруны, болтуны. Их старания бесполезны.
Куплет 3:
- фраза 1 означает глубокое раздумье;
- фраза 2 - решение проблемы. "Солнце" - Бог, Иисус Христос. "Завтра с утра" - скоро, очень скоро значит Второе Пришествие. Он совершит развязку (суд) этой проблемы ("тот ключ"), как и развязку всех проблем (целая связка ключей к ним). "Может быть" - согласно Библии, точную дату этого главного события никто не может назвать заранее.
Припев не содержит символов, здесь в основном сатира и сарказм.
Фразу 5 куплета 1 и фразу 2 куплета 3 нужно рассматривать вкупе, ибо в них заключены две из главных библейских истин, подтверждаемые теперь Цоем:
1) Земля во власти сатаны;
2) очень скоро Второе Пришествие Христа. Эти истины неоднократно еще подтверждаются в песнях Цоя.
Группа крови
Строфа 1:
1. Теплое место, но улицы ждут отпечатков наших ног.
2. Звездная пыль на сапогах,
3. Мягкое кресло, клетчатый плед -
не нажатый вовремя курок.
4. Солнечный день в ослепительных снах...
Строфа 2 (припев):
1. Группа крови - на рукаве,
Мой порядковый номер - на рукаве.
2. Пожелай мне удачи в бою.
3. Пожелай мне не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве.
Пожелай мне удачи... пожелай мне удачи!
Строфа 3:
1. Мне есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
2. Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
3. Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой.
4. Но высокая в небе звезда зовет меня в путь.
Припев.
Песня вышла в 1988 г. в одноименном альбоме и благодаря необычной романтичности и поэтичности стала одной из самых любимых и популярных песен из творчества Цоя.
А если хорошо задуматься, здесь особенно бросается в глаза второй план: необычная новизна и драматизм. Ну, а третий план - неземные реалии, которые мы привыкли встречать либо в таинственных строках Библии, либо в фантастике. Когда вовсю зазвучала эта песня, последний земной путь автора уже завершился, его уже ждала "высокая в небе звезда". Рассмотрим третий план и представим его в метафразе.
Строфа 1 (здесь точкой отсчета является мир Высший, или иной):
- фраза 1: "теплое место" - райский угол, атрибут Высшего мира. "Улицы" - мир Земной;
- фраза 2 вся символизирует то, что путь внеземной он уже проходил;
- фраза 3: "мягкое кресло, сетчатый плед" символизируют расслабление, а нужна самозащита от врага (сатанинских сил) - "нажатый вовремя курок". Важно правильно понять парафразу: враг уже целится в него;
- фраза 4: "ослепительные сны" - мечты о предстоящем воплощении на Земле. "Солнечный день" - атрибут земной природы.
Строфа 2 (припев) описывает как бы условия переходного момента воплощения на Землю:
- фраза 1: "группа крови" - на случай гибели, потому что - согласно Библии - в крови душа, или, иначе говоря, душа закодирована в крови (см. еще песни "Мама" и "Звезда по имени Солнце". "Порядковый номер" означает - не первый;
- фраза 2: "бой" - брань - духовная брань (термин христианский);
- фраза 3: "в этой траве" - на этой земле. В парафразе 3 "не погибнуть душой" вставлено с учетом смысла всей строфы 2.
Строфа 3 (здесь точкой отсчета является уже мир Земной):
- фраза 1: "мне есть чем платить" - намек на великую мощь Божественных сил. Этика в христианстве главнее временного успеха, победы;
- фраза 2: парафраза просто аллегорическая;
- фраза 3: "остаться с тобой" символизирует мирную жизнь на Земле;
- фраза 4: парафраза аллегорическая.
Метафраза
Строфа 1:
1. Райский угол, но мир Земной действии наших ждет.
2. Этот путь предстоит не впервой.
3. Расслабленья не простит судьба - на прицеле жестокий глаз врага.
4. Лишь в мечтах земная благодать.
Строфа 2 (припев):
1. Иду на гибель уже не первый я.
2. Пожелай мне успеха на поле брани.
3. Не исчезнуть на этой Земле, не погибнуть душой пожелай мне.
Строфа 3:
1. Мощь за моей спиной, но этика строга.
2. Мне не к лицу торжествовать над врагом.
3. Я хотел бы просто мирной жизни
С тобою вместе на Земле родимой.
4. Но высоко и далеко назначенье.
Спокойная ночь
Куплет 1:
1. Крыши домов дрожат под тяжестью дней.
2. Небесный пастух пасет облака.
3. Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.
Припев:
Тем, кто ложится спать - спокойного сна.
Спокойная ночь.
Куплет 2:
1. Я ждал это время, и вот это время пришло:
Те, кто молчал, перестали молчать.
2. Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
Их не догнать, уже не догнать.
Припев.
Куплет 3:
1. Соседи приходят, им слышится стук копыт -
Мешает уснуть, тревожит их сон.
2. Те, кому нечего ждать, отправляются в путь:
Те, кто спасен... те, кто спасен...
Припев.
Песня вышла в 1988 г. в альбоме "Группа крови". Тем, кто не верит ни в Бога, ни в черта, текст скорее всего покажется классической нескладухой или скопищем заумных заморочек. Но в этой песне тембр голоса и манера исполнения настолько рельефны, что мало кого она не затронет и не заставит задуматься. И действительно, при внимательном раскрытии символики все очень складно укладывается в христианскую экзегетику.
Словарь символов:
- ОБЛАКА - зло, потому что закрывают свет свыше (для сравнения, его же строки: "Вижу, как тучи режет солнечный луч");
- ГОРОД - христианский мир (см. еще "Городу две тысячи лет");
- НЕБЕСНЫЙ ПАСТУХ - Высшая сила;
- НОЧЬ - темные силы, сатанинские силы;
- СОСЕДИ - атеисты, безбожники (они верующим соседи);
- ПРИХОДЯТ - обращаются к Богу, к Высшему;
- СОН - духовная спячка; смысл символа задается куплетом 1 и исполнением самого автора - весь припев он исполняет с неприятием, презрением;
- СТУК КОПЫТ - близость сатаны, или антихриста (см. еще в песнях "Золото на крышах" и "Мама");
- СЕДЛО - легкость, облегчение;
- СПАСЕНИЕ - чисто христианский термин, означающий спасение души от погибели на Земле, для жизни в Высшем мире. Здесь является первоначальным ключом к раскрытию текста, задавая направление поиска.
Рассмотрим сначала припев, так как его парафраза в метафразе выносится на первый план, как эпиграф. Парафраза составлена "от противного": "ложиться спать" - значит, не хочет бодрствовать. Сон ведет к ночи.
Куплет 1:
- фраза 1: смысл такой же, как в строках Н.С.Гумилева
"Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо - тяжкий гнет";
- фраза 2: см. парафразу 2;
- фраза 3 "стреляет дробью" - аллегорически мелкое или слабое сопротивление.
Куплет 2:
- фраза 1: "я ждал" - геоцентрическое высказывание Цоя от имени Высших сил. "Ждал" - не требовал, не нарушал Божественный принцип свободы воли человека. "Молчание" откроем через известное выражение Григория Богослова: "Молчанием предается Бог";
- фразу 2 перенесем ниже, к фразе 2 куплета 3;
- фразу 1 куплета 3 перенесем сюда, в куплет 2. Теперь парафразы в куплетах будут тематически связаны.
Куплет 3. Оставшаяся фраза 2 и перенесенная фраза 2 куплета 2 являются вариацией одной и той же темы. Их парафраза получается путем логического суммирования этих фраз. К тому, что спасение в христианском смысле есть конечная цель человеческой жизни, полезно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского: "Цель жизни человеческой есть стяжание духа святого Божьего", а это и есть путь спасения.
Метафраза
(Припев:)
Кто не хочет бодрствовать духом,
Тот попадает в лапы темных сил.
(Куплет 1:)
1. Жестокое время давит на людей.
2. Высшая сила контролирует зло.
3. Мир христианский слабо сопротивляется,
4.Но он опутан силами тьмы.
(Куплет 2:)
1. Бог не нарушал свободу воли человека,
И вот кто предавал Его, вспомнили о Нем.
(см. куплет 3).
Атеисты идут к Богу только потому,
Что близость сатаны будит их от духовной спячки.
(Куплет 3:)
(см. куплет 2). Кто спасен, тем нечего в Земной жизни делать,
Они легко отправляются в мир Высший
2. И становятся недосягаемы для живущих на Земле.